Логотип
Управляем энергией будущего ...
Главная »[Об Институте] [Структурные подразделения] Центр информатизации образования



   ЦЕНТР   

 

  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГБНУ «ИУО РАО»

 


Picture 

Центр информатизации образования является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».

 

 

Центр включает две лаборатории:

  • Лаборатория психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения развития информатизации образования.
  • Лаборатория теории и методики подготовки кадров информатизации образования.

 

Историческая справка
 

Picture

Центр информатизации образования является правоприемником ФГБНУ «Институт информатизации образования» Российской академии образования, созданного в Российской академии образования в 1996 году на базе одного из первых двух научных коллективов, организованных для решения проблем информатизации образования в 1984 г. в АПН СССР, в соответствии с Постановлением Совмина СССР (№ 313 «О компьютеризации школы»).

 

Информация о руководителе
 


Ирэна Веньяминовна Роберт

Ирэна Веньяминовна Роберт – руководитель Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», академик Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

В 2014 году Роберт И.В. получила от Президента Российской Федерации В.В. Путина Благодарность «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность» (Москва, Кремль, 12 марта 2014 г., № 60-рп).

С 1993 по 2007 гг. Роберт И.В. осуществляла научное руководство научно-педагогическими исследованиями в области информатизации образования, координируя исследования более 30-ти научных коллективов университетов, вузов, исследовательских институтов России в рамках различных научно-исследовательских программ РАО: «Информатизация образования», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» и др.

С 2008 по 2015 гг. являлась научным руководителем направления фундаментальных научных исследований РАО «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» (утверждено распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г.). Исследования по этому направлению объединили 22 научно-исследовательских коллектива университетов, вузов, научно-исследовательских институтов России. С 2000 г. по 2015 г. - председатель докторского диссертационного совета по педагогическим наукам: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования), (информатика, уровень высшего профессионального образования).

Роберт И.В. является руководителем научной школы «Информатизация образования в здоровьесберегающих условиях», достижения которой отмечены в 2009 году Премией Правительства РФ в области образования за цикл научных трудов «Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях» (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2009 г. №. 1246-р, г. Москва).



.

Под научным руководством Роберт при Институте информатизации образования РАО создан Орган по сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий – Система добровольной сертификации «Аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения», аккредитованный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, регистрационный № РОСС RU. Д149.04АО00 от 06.12.2004).

Роберт И.В. опубликовано более 300 научно-педагогических разработок, среди которых, монографии, концепции, научные статьи, электронные издания учебного назначения, учебно-методические пособия для студентов педвузов и учителей по направлению «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», используемые в педагогических университетах и педвузах России.

Под научным руководством Роберт защитились 20 докторов педагогических наук и более 40 кандидатов педагогических наук.

Основные направления научно-педагогических разработок: теоретические основы и научно-методическое обеспечение направления педагогической науки и специализации ВАК «Теория и методика информатизации образования»; теория и методика комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования (внедрена в регионах России по 14-ти направлениям подготовки педагогических кадров среднего, высшего профессионального образования, в том числе подготовка педагогических кадров высшей квалификации); теоретико-методологические основания развития информатизации образования; развитие дидактики в условиях информатизации образования; философско-методологические, психолого-педагогические основания создания и развития информационно-образовательного пространства; теоретико-методологические основания разработки образовательных стандартов, отражаю¬щих конвергенцию наук и технологий; теория и технология педагогико-эргономической оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, её экспертиза и сертификация; научно-методические основы разработки и сертификации программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения.

Под руководством И.В. Роберт осуществлялись международные научные связи с Институтом образования Лондонского университета (Великобритания), с Университетом Монаш, г. Мельбурн (Австралия), ведется подготовка кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования совместно с Католическим Университетом г. Пуэбло (Puebla, Pue., С.P.), Мексика.

 

Основные направления деятельности
 

Центр осуществляет научно-исследовательскую и координационную деятельность в рамках утвержденной тематики фундаментальных и прикладных научных исследований в области развития отечественной системы информатизации образования и информатизации управления образованием в современных условиях информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации. Центр выполняет 10 проектов по гос. заданию Программы фундаментальных научных исследований РАО на 2013-2020 годы (утвержденно распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г., № 2237-р).

В Центре создана научная школа «Информатизация образования в здоровьесберегающих условиях», достижения которой отмечены в 2009 году Премией Правительства РФ в области образования за цикл научных трудов «Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях» (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2009 г. №. 1246-р, г. Москва).

В Центре осуществляется экспертиза педагогико-эргономического качества и сертификация аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения, основанная на проведения добровольной сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Экспертная деятельность осуществляется сотрудниками Центра, имеющими сертификат эксперта.

В Центре созданы научно-исследовательские лаборатории в университетах и вузах России и СНГ: РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург; ОмГПУ, г. Омск; Приднестровский государственный университет (Молдова); Центр включен в состав Научно образовательного центра «Информационные технологии и системы моделирования» при РГПУ им. Герцена, г. Сакт-Петербург.

В Центре организована опытно-экспериментальная работа с пятью образовательными коллективами России.

Центр осуществляет международное сотрудничество с университетами: Австралийский католический университет – Australian Catolic University (Австралия, г. Мельбурн); Хмельницкий национальный университет (Украина, г. Хмельницкий); Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь).

Ежегодно Центр (как учредитель и соучредитель) проводит более десяти международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций.

 

Предметом деятельности Центра являются:

  • организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, осуществление научной и научно-технической деятельности, разработок в области информатизации управления образованием;
  • исследование научных проблем развития теоретико-методологической базы информатизации управления образованием в условиях глобальной массовой сетевой коммуникации современного общества;
  • методологическое обоснование, реализация моделей инновационных и совершенствование существующих педагогических технологий в различных звеньях образования на базе информационных и коммуникационных технологий и технологического инструментария их разработки;
  • разработка структуры, содержания и программно-методического обеспечения подготовки научно-педагогических кадров по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
  • образовательная деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре, а также по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения в области автоматизации и управления технологическими процессами в образовании, а также в области теории и методики информатизации образования;
  • теоретико-методологическое обоснование и организационно-методическое обеспечение здоровьесберегающих условий применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессах управления образованием;
  • научно-методическое обеспечение автоматизации и управления технологическими процессами в образовании на основе информационных и коммуникационных технологий;
  • совершенствование теоретико-методологических и технологических оснований оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, ее эффективного и безопасного использования;
  • экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, ее эффективного и безопасного использования;
  • научно-методическое обеспечение создания и функционирования информационно-образовательного пространства образовательных учреждений на базе потенциала сетевых информационных ресурсов;
  • научно-методическое обеспечение подготовки кадров высшей квалификации через соискательство, аспирантуру, докторантуру и научную стажировку по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
  • международное сотрудничество в области информатизации образования.

 

Центр осуществляет разработку и развитие:

  • теоретико-методического обеспечения создания и использования информационных ресурсов системы образования, ориентированного на повышение качества образования, развитие методов и средств автоматизации и робототехники, электронных образовательных ресурса для общего среднего и профессионального образования;
  • научно-методической базы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования, в том числе в области реализации возможностей робототехники, технологии облачных вычислений, систем искусственного интеллекта.

Основные цели научно-исследовательской работы
 

Целями деятельности Центра является:

  • осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
  • методологическое, научно-педагогическое и технологическое обеспечение развития и совершенствования исследований и разработок в области информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях, осуществление научно-педагогической, научно-технической и инновационной деятельности;
  • взаимодействие с научными и образовательными организациями России по проблемам информатизации управления образованием в рамках утвержденной Российской академией образов;
  • определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации управления образованием;
  • совершенствование теоретико-методологических подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров по программам магистратуры, а также программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (докторантуре), по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения, направленным на постоянное обновление знаний в области информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях.

Основные результаты работы
 
  • фундаментальные и прикладные разработки в рамках утвержденной тематики по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области автоматизации и управления технологическими процессами в образовании в условиях функционирования информационно-образовательного пространства;
  • опытно-экспериментальная деятельность по апробации и проверке результатов научных исследований в практике общего, профессионального и дополнительного образования по направлению деятельности Центра;
  • научное прогнозирование по направлению деятельности Центра;
  • экспертиза педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, с ее последующей сертификацией;
  • экспертиза и научно-методическое обеспечение реализации ведомственных и федеральных целевых программ в сфере информатизации образования;
  • координационная деятельность по реализации научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в рамках утвержденной тематики фундаментальных и прикладных исследований по проблемам информатизации управления образованием;
  • прогностическая деятельность по определению приоритетных и перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации управления образованием;
  • образовательная деятельность по подготовке кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), направленная на совершенствование знаний в области информатизации образования, технических и других смежных наук, как основы развития проблем информатизации управления образованием;
  • методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования по различным направлениям подготовки;
  • интеллектуальная поддержка процессов управления в области образования и обработка данных в организационно-технологических и распределенных системах управления;
  • научные и образовательные программы и проектов в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании в здоровьесберегающих условиях.

 


Ссылка на прежний сайт