Логотип
Управляем энергией будущего ...
Главная »[Об Институте] [Структурные подразделения] Лаборатория управления образовательными системами



  ЛАБОРАТОРИЯ  


  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
ФГБНУ «ИУО РАО»  

 


Picture

 

Лаборатория управления образовательными системами является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».

Историческая справка
 


Picture

Лаборатория была создана в 1992 году. Ее руководителем стал кандидат педагогических наук Николай Данилович Малахов,
которого позднее сменила доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ивановна Пуденко.

В 1992 году в России был принят новый закон «Об образовании», который ознаменовал новый этап в реформировании управления постсоветской системой образования. Многие положения Закона не только требовали изменения практики управления, но и формировали запрос на соответствующие научные исследования. Это касалось построения новой многоуровневой системы управления и разделения полномочий между уровнями, выделения отдельного самостоятельного муниципального уровня управления, государственно-общественного управления образовательными учреждениями, решения задач развития образования. Лаборатория активно включилась в исследования и разработки по всем этим направлениям.

Тематика исследований была актуальной, а результаты востребованы российской практикой образования. В частности, темами научных исследований были: «Модернизация региональных и муниципальных систем управления образованием», «Программно-целевое управление муниципальными и региональными образовательными системами», «Совершенствование организационных форм и методов контроля в образовательных системах», «Социальный заказ муниципальной системе образования», «Управление образованием полиэтнического региона», «Мониторинг состояния и результатов деятельности муниципальных систем общего образования», «Современное состояние и основные проблемы управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в муниципальных системах образования», «Теоретические основы и модели управления профильным обучением и предпрофильной подготовкой в муниципальных образовательных системах», «Стратегическое управление муниципальными образовательными системами», «Управление устойчивым развитием муниципальных и региональных образовательных систем», «Концептуальные основы активизации общественного участия в управлении общим образованием» и др.

Когда в Институте был создан экспертный совет по программам развития образовательных систем и был сформирован обширный банк программ развития образовательных учреждений, сотрудниками Лаборатории проводилась их оценка, консультирование руководителей школ.

На том этапе деятельности Института, когда появилось новое направление – правовое обеспечение управления образованием – представители Лаборатории принимали экспертное участие в подготовке поправок к действующим федеральным законам в области образования, а также входили в рабочую группу по разработке концепции и проекта общей части Кодекса РФ об образовании.

В последние годы внимание исследователей Лаборатории сосредоточено на актуальных проблемах управления общим образованием современного этапа его модернизации. В частности, на проблемах повышения доступности качественного образования и обеспечения эффективности деятельности образовательных организаций. В сетевом журнале «Управление образованием: теория и практика» регулярно публикуются статьи сотрудников Лаборатории, отражающие результаты научных исследований.

Информация о руководителе
 

Татьяна Ивановна Пуденко

С 1999 года и по настоящее время заведующим Лабораторией является доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ивановна Пуденко.

Окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, получив специализацию в Центре проблем управления народным хозяйством данного факультета. Областью научных интересов стало управление социальными системами.

С 1992 года работает в Институте. За прошедшие годы была научным руководителем 18 тем НИР, входящих в План фундаментальных исследований Российской академии образования, являлась руководителем, координатором и исполнителем в более чем 20 проектах, реализуемых по заказу российских органов власти и управления, российских и зарубежных фондов, в том числе в Приоритетном национальном проекте «Образование» при осуществлении научно-методического и мониторингового сопровождения конкурса школ.

В течение 9 лет совмещала заведование Лабораторией с должностью заместителя директора по опытно-экспериментальной и проектной работе, с деятельностью ученого секретаря диссертационного совета ИУО РАО, являлась членом экспертного совета по экспериментальной деятельности Российской академии образования.

Имеет более 120 публикаций по проблемам управления социальными системами. Входит в состав редакционного совета сетевого издания Института: электронного журнала «Управление образованием: теория и практика».

За свою работу награждена ведомственной наградой: медалью им. К.Д. Ушинского.

Основные направления деятельности
 

Одним из важных направлений своей деятельности Лаборатория считает укрепление связей между наукой и практикой образования за счет разработки научно-методического обеспечения процессов развития российского образования в части внедрения инновационных моделей и инструментов управления, совершенствования нормативной правовой базы в сфере образования.

Осуществляя прикладные разработки, Лаборатория исходит из безусловной необходимости соблюдения следующих принципов:

  • содействие развитию процессов демократизации российского образования, повышению возможностей участия общественности в принятии управленческих решений;
  • вариативности моделей управления, обеспечивающих учет специфики территорий и регионов при сохранении и укреплении единого образовательного пространства Российской Федерации;
  • ориентации управления на создание условий, обеспечивающих повышение доступности качественного образования вне зависимости от территориальных, экономических и социокультурных факторов;
  • ориентация управления на обеспечение развития образовательных систем любого уровня.

Одним из направлений работы Лаборатории является экспертная деятельность. Объектами экспертизы в разное время выступали программы развития образовательных организаций и систем образования, научные разработки и проекты сторонних организаций, направленные на совершенствование организационных моделей в системах общего и дошкольного образования, проекты нормативных правовых актов и т.п.

Осуществляется консультационная деятельность по вопросам управления образовательными организациями и системами образования, внедрения различных новаций в управленческую деятельность.

Сотрудники Лаборатории реализуют также образовательную деятельность в рамках дополнительного профессионального образования руководителей организаций и специалистов органов управления образованием различных территорий.

Основные цели научно-исследовательской работы
 

Основной целью деятельности Лаборатории является осуществление научных исследований и разработок в проблемной области управления системами образования разных уровней: федерального, регионального и муниципального. Поскольку образовательные организации являются составной частью систем образования, Лаборатория включает в область своих научных интересов и различные аспекты управления образовательными организациями.

Объектами исследований и разработок выступают:

  • эффективные модели, механизмы и инструменты управления образовательными системами и образовательными организациями с учетом целей и задач проводимой модернизации;
  • управление процессами развития систем образования разного уровня;
  • актуальные задачи управления муниципальными системами образования. Инновации в муниципальных моделях и механизмах управления образованием;
  • актуальные задачи управления региональными системами образования и механизмы их решения;
  • современные модели и механизмы государственно-общественного управления образованием.
Основные результаты работы
 

Многолетняя деятельность Лаборатории в период активного реформирования системы управления российским образованием, внедрения программно-целевого подхода и соответствующих инструментов управления образовательными организациями и системами, сформировала научный потенциал и прикладные компетенции в сфере разработки, оценки и мониторинга реализации программ развития образования и иных целевых программ, обеспечивающих решение сложных комплексных проблем образования (например, развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования).

Создано научно-методическое обеспечение и разработан инструментарий оценки эффективности деятельности при переходе к эффективному контракту с сотрудниками образовательных организаций.

Разработана методика проведения самоаудита состояния и перспектив развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования.

Создана и продолжает разрабатываться научно-методическая база для организации общественной экспертизы в системе оценки качества общего образования.

По всем этим вопросам проводится экспертный анализ регламентирующих документов, практики управления и осуществляется консультирование руководителей образовательных организаций, муниципальных систем образования.


Picture
Picture
Picture