1. Абитуриентам
  2. Новости
  3. Липецкая область. Старт апробации проекта «Школа Минпросвещения России»

Липецкая область. Старт апробации проекта «Школа Минпросвещения России»

Сентябрь 19, 2022 Просмотров: 250

22 августа 2022 года в рамках 18 образовательного форума "Траектория развития регионального образования: от инфраструктуры к смыслам" работа на одной из площадок была посвящена апробации проекта "Школа Минпросвещения России". В работе площадки приняли участие Эммануил Робертович Баграмян, руководитель Центра развития образования Российской академии образования, Алексей Валерьевич Волков, заместитель начальника управления образования Липецкой области - начальник отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования, Елена Александровна Есина, проректор «Института развития образования» Липецкой области, начальники органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, руководители образовательных организаций.

Баграмян Э.Р. отметил, что одним из условий реализации проекта "Школа Минпросвещения России" является осуществление интеграции учебной и воспитательной работы в рамках реализации основных образовательных программ, а также принятие мер по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс, использования современных технологий, средств обучения и воспитания.

Волков А.В. начал выступление с сообщения о том, что Указом Президента Российской Федерации обозначены задачи по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.
Для достижения указанных задач разработана концепция проекта «Школа Минпросвещения России». Проект направлен на создание «единого образовательного пространства» для каждого ребенка, обеспечение конституционных прав каждого школьника на получение качественного и доступного общего образования независимо от региона проживания, достатка семьи, особенностей здоровья, укомплектованности образовательной организации и ее материальной обеспеченности.

Единое образовательное пространство позволит синхронизировать все реализуемые активности по модернизации школьных систем образования:
- нормативно-правовое обеспечение;
- методическое обеспечение;
- научные концепции;
- экспертные решения; - конкретные мероприятия и проекты, которые успешно себя зарекомендовали у детей, молодежи, родителей.

Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.

В «Школе Минпросвещения России» предусмотрены основные направления развития образовательной организации: знания, здоровье, творчество, воспитание и профориентация, учитель, школьный климат, образовательная среда. По результатам самодиагностики определяется соответствие образовательной организации одному из уровней: базовому, среднему или полному.

Базовый уровень включает в себя необходимый минимум пакетных решений для обеспечения качественного образовательного процесса в образовательном учреждении с соблюдением задач, содержащихся в национальном проекте «Образование».

Средний уровень представляет собой расширенный комплекс условий, позволяющий обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс.

Полный уровень включает в себя все доступные инструменты для реализации всех успешных практик системы образования Российской Федерации.

Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации какому-либо уровню «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению объема финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников. На основе самодиагностики разрабатывается перспективный профиль образовательной организации, реализация которого поможет выйти на следующий уровень. При этом механизмы достижения целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые, зависящие от потенциала школьных команд, образовательного контекста.

Первой школой, которая в апреле 2022 года включилась в реализацию проекта «Школа Минпросвещения России», стала школа-новостройка в городе Грязи. Затем в проект включились школы, реализующие капремонты в 2022 году. Это лицей №5 города Ельца и школа села Становое. Школьные команды этих образовательных организаций прошли обучение по программе, разработанной экспертами Института управления образованием Российской академии образования и Академии Минпросвещения России. Обучение школьных команд позволило педагогам и управленцам получить систематизированные рекомендации по совершенствованию школьной среды и процесса обучения.

В августе 2022 года муниципальным органам управления образованием была предоставлена возможность на основе результатов самодиагностики определить школы-пионеры, которые также примут участие в апробации проекта по формированию единого образовательного пространства. На данный момент это 141 общеобразовательная организация из всех муниципальных образований Липецкой области.

Таким образом, 52% школ региона включатся в долгосрочный проект, который приходит в отечественную систему образования с 1 сентября 2022 года.

По результатам самодиагностики, школы, вошедшие в апробацию проекта, имеют разные стартовые условия. На основе полученной информации каждой образовательной организацией будет разработан комплекс задач, в том числе и программа развития школы, решение которых поможет образовательной организации выйти на следующий уровень и определить потенциал дальнейшего развития. У каждой организации появится перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей и заинтересованной общественности.

«Институт развития образования» будет сопровождать школьные команды в рамках апробации проекта.

Основываясь на полученном опыте, число образовательных организаций, входящих в проект в 2023 году будет расширено. Новая модель будет масштабирована в рамках всего региона.

В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» директора школы, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В этой книге каждый руководитель – и начинающий, и опытный – найдёт для себя необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала ещё интереснее, профессиональнее и успешнее – и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе, и «обычная среднестатистическая школа».

Завершилась работа площадки "Школа как центр обучения, воспитания и просвещения" деловой игрой "Управляй школой", которую провела проректор «Института развития образования» Есина Е.А. В ходе игры участники форума проработали результаты самодиагностики одной из школ и составили перспективный план деятельности по переходу образовательной организации с базового уровня на полный.