1. Об институте
  2. Подразделения
  3. Центр содержания и технологий обучения

Центр содержания и технологий обучения

Руководитель:
Миндзаева Этери Викторовна
Должность:
руководитель центра
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:
Научные интересы-02.png

Основной целью деятельности Центра содержания и технологий обучения является проведение научных исследований, направленных на анализ проблем, особенностей, инноваций в сфере содержания, методов и технологий обучения и управления образованием, осуществление междисциплинарных исследований, в том числе систем социального управления, коммуникаций и информации в процессе управления образованием.

Основными задачами Центра содержания и технологий обучения (далее – Центр) являются участие в фундаментальных и прикладных научных исследованиях в сфере:

  • разработки инновационных образовательных технологий и современных моделей построения содержания обучения, а также методики обучения и воспитания в сфере ДОО, ООО, СПО;

  • разработка концепций, технологий, механизмов управления образованием, формирование системы управления качеством образования; стандартизация механизмов управления качеством общего образования с целью повышения конкурентоспособности российского образования в современных геополитических и социально-экономических условиях;

  • участие в опытно-экспериментальной деятельности по апробации и проверке результатов научных исследований в практике ДОО, ООО, СПО;

  • мониторинг использования образовательными организациями программных и нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих вопросы содержания, методов и технологий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, управление образованием;

  • анализ международной практики в сфере регламентации содержания, методов и технологий обучения, управления образованием;

  • разработка методических рекомендаций, регламентирующих деятельность органов управления образованием в сфере совершенствования содержания, методов и технологий обучения, а также в сфере управления образованием, управления качеством образования;

  • экспертная, консультационная, информационная и другая деятельность по оценке образовательных программ, образовательных продуктов иных документов или разработок в сфере общего образования по оценке их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам ДОО, ООО, СПО;

  • осуществление индивидуальных консультаций для различных групп населения и специалистов в рамках предметных и смежных областей деятельности Института;

  • содействие в проведении внедренческих работ, сопровождении внедрения научных разработок Института и разработок третьих лиц по предметным и смежным с ними областям деятельности Института.

Функции Центра содержания и технологий обучения:

  •  мониторинг, аккумуляция, систематизация, анализ, планирование, бюджетирование и контроль исполнения плана-программы исследований в рамках проектной деятельности Института;

  • привлечение экспертов, научных специалистов, преподавателей для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций, предложений и д.р. в рамках исполнения проектов;

  • подготовка и внутренняя экспертиза отчетной документации по проекту;

  • создание условий для организации коммуникации между структурными подразделениями Института по исполнению проектов Института;

  • осуществление экспертной деятельности как по отношению к внутренним проектным продуктам, так и по запросу внешних Заказчиков;

  • формирование базы данных по реализуемым проектам Института;

  • публикация результатов проектной деятельности в авторитетных рецензируемых изданиях (российских и международных) соответствующего направления и др.

Научные результаты-03.png

2021-2022 гг.

Основные направления деятельности Центра в 2021-2022 гг. являются проекты (государственное задание) в сфере комплексного исследования систем, технологий и механизмов управления образованием и формирование системы управления качеством образования:

1. Тема НИР: «Научно-методическое сопровождение формирования и функционирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования», руководитель Э.В. Миндзаева, к.п.н., начальник Центра. Основные результаты: разработаны проекты документов, регламентирующих формирование и функционирование единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования: Концепция формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации, Регламент формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации, инструментарий оценочных средств независимой оценки управленческих компетенций руководителей системы образования Российской Федерации.

2. Тема НИР: «Разработка методологии анализа и интерпретации данных о системе управления образованием», руководитель Э.В. Миндзаева, к.п.н., начальник Центра. Основные результаты: разработана модельная методика оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования на региональном и муниципальном уровнях, а также руководителей образовательных организаций.

3. Тема работ по организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики «Формирование системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования», руководитель Э.В. Миндзаева, к.п.н., начальник Центра. Основные результаты: разработана архитектура модели анализа данных, которая состоит из методологии (система методических подходов, мотивационная программно-целевая модель управления) и методики интерпретации и использования результатов оценки данных мотивирующего мониторинга данных о состоянии системы образования; разработана методология мотивирующего мониторинга деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации (утверждена Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2021 № Р-21); разработан проект федеральной программы развития системы управления качеством образования. В результате выполнения работ проведены отборочные мероприятия, сформирован кадровый резерв (70 человек, в том числе 17 руководителей субъектов РФ).

4. Тема НИР: «Совершенствование системы управления малокомплектными образовательными организациями (МКОО)», руководитель Э.В. Миндзаева, к.п.н., начальник Центра. Основные результаты: разработана система мониторинга и оценки механизмов управления МКОО (проведение в 2022 г.).

5. Тема: «Мониторинг фактического объема учебной и внеучебной нагрузки обучающихся», руководитель Э.В. Миндзаева, к.п.н., начальник Центра. Основные результаты: осуществляется мониторинг ситуации по организации 3-х сменного режима обучения в ОО субъектов РФ, разработан и утверждён «Комплекс мер, направленный на предупреждение формирования третьих смен в образовательных организациях общего образования Республики Бурятия, Республики Дагестан, Республики Тыва, Чеченской Республики и предусматривающих полный отказ от них в 2023-2024 учебному году», разработан проект «Методических рекомендаций по обеспечению организационных и методических условий реализации комплекса мероприятий по устранению причин возникновения в общеобразовательных организациях трехсменного режима обучения», разработан проект Концепции «Школа Минпровещения Российской Федерации»; осуществляется мониторинг фактического объема оценочных процедур обучающихся.

2019-2020 гг.

Одним из основных направлений деятельности Центра с 2019 года стали проекты в сфере комплексного исследования системы организации питания в образовательных организациях Российской Федерации. ФГБНУ «ИУО РАО» является исполнителем и соисполнителем нескольких проектов в сфере организации питания в образовательных организациях:

  • Государственное задание «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)» (исполнитель, 2019-2020 гг.);

  • Государственный контракт «Мониторинг организации и качества питания в дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации» (исполнитель, 2019-2020 гг.);

  • Государственный контракт «Выявление лучших практик и формирование единой концепции модели системы организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации» (соисполнитель, 2019 г.).

Исследования, проведённые Центром в 2019-2020 годах, направлены на формирование системы мониторинга и оценки организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях Российской Федерации как инструмента управления функционированием и развитием этой сферы деятельности образовательных организаций по обеспечению условий при осуществлении учебно-образовательного процесса, а именно:

  • мониторинговое исследование организации питания в дневных общеобразовательных организациях (2019-2020 гг.);

  • мониторинговое исследование организации и качества питания в дошкольных образовательных организациях (2019-2020 гг.);

  • социологическое исследование удовлетворенности качеством питания в школе (дети и родители, 2019 г.);

  • социологическое исследование удовлетворенности качеством питания в детском саду (родители, 2019-2020 гг.);

  • социологическое исследование отношения руководителей образовательных организаций и представителей органов управления образованием к вопросам организации питания в образовательных организациях (руководители регионального, муниципального уровня, руководители общеобразовательных организаций, ответственные за организацию питания, 2020 г.);

  • мониторинг СМИ, в том числе сайтов ДОО и ОО, органов управления образованием (2019 г.);

  • международное исследование вопросов организации питания в зарубежных странах – конкурентах (за попадание в десятку по качеству общего образования) (2019 г.);

  • мониторинг обращений граждан в Министерство просвещения Российской Федерации по вопросам организации питания (2019-2020 гг.).

В рамках вышеназванных проектов с 2019 года разработан специальный электронный ресурс «Курс – здоровое питание», ставший площадкой, информационное поле которой объединяет актуальные новости и экспертные мнения по вопросам организации питания в детских садах и школах, в том числе в соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию – обеспечение всех учащихся младших классов бесплатным горячим питанием. На сайте опубликованы результаты вышеназванных исследований Центра, методические материалы и нормативные документы, разработанные Министерством просвещения РФ, Роспотребнадзором и другими федеральными министерствами и ведомствами, мнения экспертов и записи прошедших мероприятий (вебинаров, форумов и др.) по проблемным вопросам организации питания обучающихся и воспитанников.

В 2019-2020 гг. Институт (при осуществлении Центром координационной деятельности) вместе с Министерством просвещения Российской Федерации стал организатором нескольких мероприятий, на которых были проведены профессиональные и общественные обсуждения актуальных вопросов организации питания в детских садах и школах, а также выработаны стратегические направления совершенствования системы питания в образовательных организациях Российской Федерации:

2015-2018 гг.

Тема НИР: «Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности». Основные результаты: разработана теория развития дидактики в условиях информатизации образования, разработан учебный курс «Технология» (учебники с 5 по 8 классы) в соответствии с новыми целями образовательного процесса, отвечающими запросам формирования технологически грамотных пользователей и потенциальных разработчиков цифровых информационных ресурсов, ориентированных на обеспечение информационной безопасности личности, в частности в процессе сетевого информационного взаимодействия. Синхронизация курса «Технология» с курсом «Информатика» обеспечивает освоение полного цикла информационной деятельности в информатике и полного цикла решения слабо структурированных задач в технологии, что позволяет учащимся решать проблемы в реальном мире, а не в разнообразных виртуальных мирах, в соответствии со стратегией обеспечения информационной безопасности личности.

Демидова Юлия Вадимовна

Демидова Юлия Вадимовна

Центр содержания и технологий обучения

  • Должность: заместитель руководителя
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 (доб. 409)
  • Адрес электронной почты: demidova_uv@iuorao.ru
Демидова Юлия Вадимовна заместитель руководителя +7 (495) 625-20-24 (доб. 409) demidova_uv@iuorao.ru
Бешенков Сергей Александрович

Бешенков Сергей Александрович

Центр содержания и технологий обучения

  • Должность: главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 (доб. 418)
  • Адрес электронной почты: beshenkov_sa@iuorao.ru
Бешенков Сергей Александрович главный научный сотрудник +7 (495) 625-20-24 (доб. 418) beshenkov_sa@iuorao.ru Array Array
Яламов Георгий Юрьевич

Яламов Георгий Юрьевич

Центр содержания и технологий обучения

  • Должность: ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 (доб. 418)
  • Адрес электронной почты: yalamov_gy@iuorao.ru
Яламов Георгий Юрьевич ведущий научный сотрудник +7 (495) 625-20-24 (доб. 418) yalamov_gy@iuorao.ru Array
Аверченко Елена Викторовна

Аверченко Елена Викторовна

Центр содержания и технологий обучения

  • Должность: ведущий специалист
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 (доб. 409)
  • Адрес электронной почты: e.averchenko@iuorao.ru
Аверченко Елена Викторовна ведущий специалист +7 (495) 625-20-24 (доб. 409) e.averchenko@iuorao.ru
Швецова Светлана Григорьевна

Швецова Светлана Григорьевна

Центр содержания и технологий обучения

  • Должность: ведущий специалист
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 (доб. 418)
  • Адрес электронной почты: shvetsova_sg@iuorao.ru
Швецова Светлана Григорьевна ведущий специалист +7 (495) 625-20-24 (доб. 418) shvetsova_sg@iuorao.ru
Чайко Инна Леонидовна

Чайко Инна Леонидовна

Центр содержания и технологий обучения

  • Должность: ведущий специалист
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 (доб. 409)
Чайко Инна Леонидовна ведущий специалист +7 (495) 625-20-24 (доб. 409)
Научные интересы.png

  1. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021. № 3 (68). С. 7-12.

  2. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В., Аринушкина А.А. Модель формирования и использования кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021. № 4(69). С. 12-22.

  3. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Чайко И.Л. Мотивирующий мониторинг как инструмент развития методологии анализа данных о системе управления образованием // Человек и образование. 2021. № 4(69). С. 1-11.

  4. Mindzaeva E., Beshenkov S., Demidova J. Improvement of the educational process management system in small schools in remote areas of the Russian federation based on the digital educational environment // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2021. С. 9943-9948. ISBN: 978-84-09-31267-2. Doi:doi.org/10.21125/edulearn.2021 (WoS)

  5. Mindzaeva E., Beshenkov S., Demidova J. Management of an educational institution in a digital society: new requirements for leaders of the education syst // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2021. С. 9948-9952. ISBN: 978-84-09-31267-2. Doi:doi.org/10.21125/edulearn.2021 (WoS)

  6. Mindzaeva E.V., Arinushkina A.A. Informatization Management as a Tool to Improve Internal School Control Systems in the Russian Federation (Using Catering as an Example) // Applied Sciences. 2021. Т. 11. №. 20. С. 9471.

  7. Бешенков С.А., Шутикова М.И., Миндзаева Э.В., Филиппов В.И. и др. Производство и технология, 5-9, Технология обработки материалов и пищевых продуктов, 5-9. Учебники для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2021. Входят в федеральный перечень.

  8. Бешенков С.А., Шутикова М.И., Никифорова Т.И. Цифровая образовательная среда: стратегия использования и фактор развития // Педагогическая информатика. 2021. №1. С. 105-112.

  9. Чайко И.Л., Довбыш С.Е. Технология формирования программ повышения квалификации для специалистов органов управления образованием // Человек и образование. 2021. №2(67).

  10. Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам?// Психологическая наука и образование. 2021. Том. 26. № 4. С. 43-53 (Web of Science, Scopus).

История-04.png

Центр содержания и технологий обучения является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» с 2020 года. Центр образован в процессе реорганизации и слияния «Отдела содержания, методов и технологий обучения» (с 2018 г.) и «Центра информатизации образования» (с 2015 г.).

В Центре содержания и технологий обучения собран значительный кадровый и научный потенциал в лице сотрудников, которые имеют профильное педагогическое образование, опыт работы в системе основного общего образования, среднего специального образования, высшего образования, в сфере дополнительного профессионального образования, а также опыт управления педагогическими и научными коллективами, образовательными организациями, научными проектами (РГНФ, РФФИ) и государственными заданиями.

Все сотрудники имеют опыт методической работы в сфере образования, разработки методических документов в сфере обучения и воспитания, управления образованием. Ряд сотрудников является членами авторских коллективов по разработке учебников и УМК, входящих в федеральный перечень учебников.