1. Об институте
  2. Подразделения
  3. Центр социологии образования

Центр социологии образования

Руководитель:
Собкин Владимир Самуилович
Должность:
начальник Центра
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:
Научные интересы-02.png

04.00.00
Социология
14.00.00
Народное образование. Педагогика
15.00.00
Психология

Научные результаты-03.png

В рамках выполнения работ на тему «Влияние социальных факторов на особенности девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте» в 2020-21 гг. сотрудниками ЦСО ФГБНУ «ИУО РАО» было реализовано комплексное социологическое исследование особенностей отношения учащихся к девиантному поведению в подростковом возрасте.

С помощью специально разработанного инструментария (анкеты) был осуществлен масштабный опрос 40 575 учащихся 7–11 классов школ в 17 регионах РФ: Еврейская АО, Забайкальский край, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Ленинградская область, Новгородская область, Приморский край, Республика Коми, Республика Тыва, Республика Хакасия, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тульская область, Челябинская область. 

Материалы проведенного исследования позволили изучить социокультурные, демографические и стратификационные факторы, влияющие на распространенность различных форм девиантного поведения в подростковой среде, а также охарактеризовать мотивационные доминанты, обуславливающие отношение учащихся к различным видам девиантного и деструктивного поведения.

На основе анализа полученных в ходе исследования данных подготовлен итоговый отчет и разработаны методические рекомендации по профилактике девиантного поведения среди подростков.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для усовершенствования существующей системы профилактики девиантного, асоциального, деструктивного поведения среди несовершеннолетних; для оптимизации взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с отклоняющимся поведением; для создания программно-методического обеспечения и координации решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи, профилактике, выявлению и коррекции проблем, возникающих между участниками образовательного процесса.

Собкин Владимир Самуилович

Собкин Владимир Самуилович

Центр социологии образования

  • Должность: начальник центра
  • Контактный телефон: +7 (495) 625 20 24 доб. 417
  • Адрес электронной почты: sobkin_vs@iuorao.ru
Собкин Владимир Самуилович начальник центра +7 (495) 625 20 24 доб. 417 sobkin_vs@iuorao.ru В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников», в 1997 г. – докторскую на тему «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте». В 1992 г. В.С. Собкин избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2001 г. – действительным членом (академиком) Российской академии образования.  2004 г. В.С. Собкину было присвоено звание профессора по специальности «Психология личности, акмеология». В 2008 г. присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».<br> <ul type="disc"> </ul> Array Array 50 лет
Коломиец Юрий Олегович

Коломиец Юрий Олегович

Центр социологии образования

  • Должность: заместитель начальника центра
  • Контактный телефон: +7 (495) 625-20-24 доб. 417
  • Адрес электронной почты: kolomiez_uo@iuorao.ru
Коломиец Юрий Олегович заместитель начальника центра +7 (495) 625-20-24 доб. 417 kolomiez_uo@iuorao.ru
Адамчук Дмитрий Владимирович

Адамчук Дмитрий Владимирович

Лаборатория мониторинговых социологических исследований в образовании центра социологии образования

  • Должность: заведующий лабораторией
  • Контактный телефон: +7 (495) 625 20 24 доб. 421
  • Адрес электронной почты: adamchuck@iuorao.ru
Адамчук Дмитрий Владимирович заведующий лабораторией +7 (495) 625 20 24 доб. 421 adamchuck@iuorao.ru
Калашникова Екатерина Александровна

Калашникова Екатерина Александровна

Лаборатория мониторинговых социологических исследований в образовании центра социологии образования

  • Должность: ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7 (495) 625 20 24 доб. 422
  • Адрес электронной почты: kalashnikova_ea@iuorao.ru
Калашникова Екатерина Александровна ведущий научный сотрудник +7 (495) 625 20 24 доб. 422 kalashnikova_ea@iuorao.ru Array
Федотова Александра Владимировна

Федотова Александра Владимировна

Лаборатория мониторинговых социологических исследований в образовании центра социологии образования

  • Должность: ведущий специалист
  • Контактный телефон: +7 (495) 625 20 24 доб. 422
  • Адрес электронной почты: avfedotova@iuorao.ru
Федотова Александра Владимировна ведущий специалист +7 (495) 625 20 24 доб. 422 avfedotova@iuorao.ru
Лыкова Татьяна Анатольевна
Лыкова Татьяна Анатольевна ведущий научный сотрудник +7 (495) 625 20 24 доб. 422

Научные интересы.png

  1. Собкин В. С. Особенности использования нецензурной речи российскими подростками // Вопросы психологии. – 2021. – Т. 67. – № 2. – С. 28-42.

  2. Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2021). Adolescents on Social Media: Aggression and Cyberbullying. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), С. 55-70. DOI: 10.11621/pir.2021.0412

  3. Собкин В. С., Лыкова Т. А. Распространенность татуировок среди учащихся общеобразовательных школ: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. – 2021. – Том 26. – № 5. – C. 101-115. DOI: 10.17759/PSE.2021260508.

  4. Собкин В. С., Калашникова Е. А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизенная позиция и оценка значимости угроз // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 3. – С. 54-69. DOI: 10.17759/pse.2021260303

  5. Федотова А. В. Современный подросток: выражение протеста и отношение к экстремизму [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13. – №2. – С. 105-122. DOI: 10.17759/psyedu.2021130207

  6. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Современный подросток об участии в драках: влияние демографических и стратификационных факторов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – № 1. – С. 23-35.

  7. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации технологического уклада: материалы 27 науч.-практ. конф. Красноярск, ноябрь 2020 г. / Отв. за вып. Е. А. Келлер. – Красноярск, 2021. – С. 54-65.

  8. Собкин В. С. Адамчук Д. В. Девиантное поведение подростка: распространенность, мотивация и реакции социального окружения // Педагогика. – Т. 85. – № 10. – 2021. – С. 24-37.

  9. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Отношение учителей к ученикам: мнение подростков. / Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12-13 мая 2021 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – С. 527-529.

  10. Собкин В. С., Лыкова Т. А., Собкина А. В. Психология актера: начало профессионального пути / В. С. Собкин, Т. А. Лыкова, А. В. Собкина. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2021. – 176 с.

  11. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Художественная направленность в системе дополнительного образования учащихся / В сб. Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: материалы XIV Белорусско-Российского семинара-конференции «Современные проблемы книжной культурны: основные тенденции и перспективы развития: Памяти члена-корреспондента РАН В. И. Васильева» (Москва, 24-25 ноября 2021 г.) / сост. Л. А. Авгуль, Н. В. Вдовина. – Минск: Центральная научная библиотека НАН Беларуси: Москва: ФГБУ науки Научный и издательский центр «Наука РАН», 2021. – С. 417-422.

  12. Адамчук Д. В., Неустроев С. С. Процессы организации школьного питания: по материалам социологического опроса представителей органов управления образованием регионального и муниципального уровней // Управление образованием: теория и практика – 2021. – № 1(41). – С. 183-195.

  13. Собкин В. С., Лыкова Т. А., Собкина А. В. Структурные изменения особенностей личности у студентов театрального колледжа в процессе обучения // Психология творчества и одаренности. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть 3. 15-17 ноября 2021 года, г. Москва / Под ред. Д. Б. Богоявленской. – М., 2021. – С. 186-190. DOI: 10.53677/9785919160472_186_190

  14. Собкин В. С. Лирика М. Ю. Лермонтова в работах Л. С. Выготского: к вопросу о смысловых аспектах творчества ученого //Психология творчества и одаренности. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть 3. 15-17 ноября 2021 года, г. Москва / Под ред. Д. Б. Богоявленской. – М., 2021. – С. 251-255. DOI: 10.53677/9785919160472_251_255
  15. Архив публикаций ЦСО (1992-2013).

История-04.png

Центр социологии образования РАО был основан в 1992 г. по инициативе В.С. Собкина, который и руководит им по настоящее время. С 2008 по 2014 г. Центр существовал как Институт социологии образования РАО (ИСО РАО). В декабре 2014 г., в связи с реорганизацией в форме присоединения, вошел в состав ФГБНУ «ИУО РАО» как Центр социологии образования.

Сотрудниками Центра под руководством В.С. Собкина были реализованы многочисленные масштабные социологические проекты: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.), «Информатизация системы образования» (2005-2006 гг.), «Социокультурные факторы, определяющие становление политических ориентаций современного подростка» (2005-2006 гг.), «Удовлетворенность родителей системой дошкольного образования города Москвы» (2007), «Подросток на пространстве бывшего СССР, 20 лет спустя» (2011-2013 гг.), «Влияние социальных факторов на особенности девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте» (2020-2021 гг.) и др.

В различные годы научной деятельности Центр поддерживал партнёрские отношения с такими организациями, как ЮНЕСКО; ISSBD; Всемирный банк; ФГУ «ФИРО»; Государственное учреждение «Московский центр качества образования»; ГМИИ им. А.С. Пушкина; «Московский театральный колледж» при Государственном учреждении культуры г. Москвы «Московский театр под руководством О. Табакова»; ООО «Научная электронная библиотека»; «ФГНУ НПБ им. К.Д. Ушинского»; различными федеральными и региональными учреждениями управления образованием; учреждениями дошкольного, среднего, а также среднего и высшего профессионального образования; проводил совместные исследования с научными и образовательными учреждениями Латвии, Украины, Молдавии и Казахстана.

Научная серия «Труды по социологии образования», выходящая в Центре под редакцией В.С. Собкина, насчитывает более 30 выпусков.

В 2001 г. коллектив научных сотрудников под руководством В.С. Собкина награжден премией Президента РФ в области образования.