1. Об институте
  2. Подразделения
  3. Центр управления образовательными системами

Центр управления образовательными системами

Руководитель:
Кузнецов Андрей Николаевич
Должность:
начальник Центра
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:
Научные интересы-02.png

14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.01 Руководящие материалы по образованию и педагогике
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.21 Организация научно-исследовательской работы в области образования и педагогики
14.01.29 Информационная деятельность в области образования и педагогики
14.01.73 Статистика образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79
Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.93 Условия труда, социально-бытовые мероприятия (услуги), охрана труда, техника безопасности в образовании
14.15 Система образования
14.15.07 Принципы организации образования
14.15.15 Организация и управление в системе образования
14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование
14.27.21 Внешкольные учреждения
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.37
Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
14.37.27 Повышение квалификации взрослых
14.37.29 Самообразование взрослых

Научные результаты-03.png

Разработан проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)».

Разработан проект актуализированной версии профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

Выявлен компонентный состав управленческих, коммуникативных, цифровых и специальных компетенций руководителей общеобразовательных организаций.

Разработана модель цифрового непрерывного профессионального образования руководителей общеобразовательных организаций (включая персонифицированную систему повышения квалификации педагогических и руководящих работников, цифровую трансформацию системы повышения квалификации, систему оценки управленческих, коммуникативных, цифровых и специальных компетенций, введение зачетно-накопительной системы повышения квалификации).

Разработана модель, позволяющая дифференцировать навыки руководителей общеобразовательных организаций для выделения и анализа управленческих компетенций, направленная на диссеминацию профессионального опыта, основных мотивов и стимулов его приобретения с целью усиления результативности функционирования образовательных организаций за счет повышения качества применяемых для нее управленческих решений.

Разработана модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций на основе системы оценки сформированности управленческих, коммуникативных, цифровых и специальных компетенций.

Разработаны методические рекомендации по совершенствованию управления региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

Разработаны методические рекомендации по использованию результатов мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях с целью усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых управленческих решений.

Разработаны примерный порядок согласования и примерное положение о региональной комиссии по назначению должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования» (информация представлена государственному заказчику на согласование).

Разработаны методические рекомендации по организации перевозок обучающихся в образовательные организации и организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, на спортивные, культурно-массовые и иные мероприятия.

Разработана модельная организационная структура региональных институтов повышения квалификации субъектов Российской Федерации.

Разработана модельная организационная структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, структуре Министерства просвещения Российской Федерации (по основным направлениям деятельности).

Доработана модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и с учетом мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Разработана модель (модельное описание) размещения объектов образовательной инфраструктуры в субъектах РФ, включая приоритетные территории и территории опережающего развития.

Кузнецов Андрей Николаевич

Кузнецов Андрей Николаевич

Центр управления образовательными системами

  • Должность: начальник Центра управления образовательными системами
  • Адрес электронной почты: kuznetsov@iuorao.ru
Кузнецов Андрей Николаевич начальник Центра управления образовательными системами kuznetsov@iuorao.ru Array Array
Сердюков Владимир Иванович

Сердюков Владимир Иванович

Центр управления образовательными системами

  • Должность: главный научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: centre@iuorao.ru
Сердюков Владимир Иванович главный научный сотрудник centre@iuorao.ru Array Array
Федорчук Юлия Михайловна

Федорчук Юлия Михайловна

Центр управления образовательными системами

  • Должность: главный научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: centre@iuorao.ru
Федорчук Юлия Михайловна главный научный сотрудник centre@iuorao.ru Array Array
Скобельцина Ксения Николаевна

Скобельцина Ксения Николаевна

Центр управления образовательными системами

  • Должность: учёный секретарь, ведущий научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: centre@iuorao.ru
Скобельцина Ксения Николаевна учёный секретарь, ведущий научный сотрудник centre@iuorao.ru Array
Молчанова Валерия Сергеевна

Молчанова Валерия Сергеевна

Центр управления образовательными системами

  • Должность: ведущий специалист
  • Адрес электронной почты: centre@iuorao.ru
Молчанова Валерия Сергеевна ведущий специалист centre@iuorao.ru
Гордашникова Ольга Юрьевна

Гордашникова Ольга Юрьевна

Центр управления образовательными системами

  • Должность: главный научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: centre@iuorao.ru
Гордашникова Ольга Юрьевна главный научный сотрудник centre@iuorao.ru Array Array
Научные интересы.png

  1. Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя. М.: Институт управления образованием Российской академии образования, 2021. 224 с.
  2. Якушкина М.С., Казакова Е.И., Монахова Л.Ю. Моделирование региональной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях развития пространства непрерывного образования Российской Федерации. М.: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», 2020. 320 с.
  3. Gordashnikova O.Yu., Fedorchuk Yu.M., Kuznetsov A.N. Digital competency of a school principal: the 21st century skill development. В сборнике: EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2021. Рр. 835-841.
  4. Fedorchuk Yu.M., Gordashnikova O.Yu., Kuznetsov A.N. Evaluation of school principals in Russia: development of efficiency criteria for the 21 century. В сборнике: EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2021. С. 842-850.
  5. Kuznetsov A.N., Skobeltsina K.N., Fedorchuk Yu.M., Gordashnikova O.Yu. Competency potential of trainings for school principals in attestation of schoolteachers: а Russian case study. В сборнике: EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2021. С. 851-856.
  6. Kuznetsov A., Skobeltsina K. Social Educational Infrastructure For Russian School Students: Baseline Study In Availability And Accessibility Under Regular And Critical Conditions, INTED2021 Proceedings. 2021. Pp. 8247-8251.
  7. Skobeltsina K., Beshenkov S., Kuznetsov A. Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization. XIV International Scientific Conference «INTERAGROMASH 2021». Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 247. Springer, Cham. 2022. Pp. 739-749.
  8. Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 43-53.
  9. Fedorchuk Yu.M., Gordashnikova O.Yu., Kuznetsov A.N. Development of efficiency assessment tools for education managers, and regional education development strategy as its basis. В сборнике: EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2021. С. 3085-3093.
  10. Gordashnikova O., Fedorchuk Y., Chekulaeva Y. Cluster analysis to assess the quality of educational conditions in educational institutions. QUALITY Access to Success. 2021. Vol. 22. No. 180. Pp. 72-75.
  11. Кузнецов А.Н., Сердюков В.И., Сердюкова Н.А., Яламов Г.Ю. Проблемы антитеррористической защищенности образовательных организаций и пути их решения // Педагогическая информатика. 2021. № 4. С. 9-20. ISSN: 2070-9013.
  12. Кузнецов А.Н., Скобельцина К.Н. Обеспечение доступности образовательной инфраструктуры в стандартных и кризисных ситуациях: международный обзор // Человек и образование. 2021. № 1(66). С. 11-16. ISSN: 1815-7041.
  13. Молчанова В.С. Нормативно-правовое регулирование управления региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях // Человек и образование. 2021. № 3(68). С. 124-129. ISSN: 1815-7041.
  14. Гордашникова О.Ю. Проектирование системы самооценки сформированности профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 2(30). С. 14-20.
  15. Федорчук Ю.М. Стратегия развития образования: проблематика и перспективы // Человек и образование. 2021. № 1(66). С. 17-22.
  16. Федорчук Ю.М., Скобельцина К.Н. Направления профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных организаций // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 5. С. 94-100.
  17. Федорчук Ю.М., Морозов А.В. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1. № 2. С. 73-81.
  18. Федорчук Ю.М., Панфилова Л.Г., Кузнецов А.Н. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности в России: проблематика и нормативное обеспечение // Человек и образование. 2020. № 1(62). С. 22-29.
  19. Кузнецов А.Н. К вопросу о принципах регионализации системы дополнительного педагогического профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3(44). С. 89-101.
  20. Кузнецов А.Н., Скобельцина К.Н. Типология актуальных механизмов предоставления образовательных услуг в субъектах Российской Федерации // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 1(73). С. 31-35.
  21. Кузнецов А.Н., Скобельцина К.Н. Научно-методическое обеспечение транспортной доступности объектов социально-образовательной инфраструктуры: особенности организации исследования // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 3(75). С. 47-60.
  22. Гордашникова О.Ю. Проектирование модели управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций региона // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 4-11.
  23. Гордашникова О.Ю. Проектирование модели управления кадровым резервом руководителей общеобразовательных организаций // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 2(26). С. 22-27.
  24. Гордашникова О.Ю. Многовекторная модель подготовки кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 1(73). С. 6-9.
  25. Гордашникова О.Ю. Интерпретация результатов формирования кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 3(75). С. 39-46.
История-04.png

Центр управления образовательными системами был образован в 2020 году на базе двух ранее существовавших лабораторий Института: Лаборатории управления образовательными системами (существовавшей с 1992 г.) и Лаборатории профессионального развития руководителей образования (основанной вместе с Институтом).

Исторически темами научных исследований были: «Модернизация региональных и муниципальных систем управления образованием», «Программно-целевое управление муниципальными и региональными образовательными системами», «Совершенствование организационных форм и методов контроля в образовательных системах», «Социальный заказ муниципальной системе образования», «Управление образованием полиэтнического региона», «Мониторинг состояния и результатов деятельности муниципальных систем общего образования», «Современное состояние и основные проблемы управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в муниципальных системах образования», «Теоретические основы и модели управления профильным обучением и предпрофильной подготовкой в муниципальных образовательных системах», «Стратегическое управление муниципальными образовательными системами», «Управление устойчивым развитием муниципальных и региональных образовательных систем», «Концептуальные основы активизации общественного участия в управлении общим образованием», «Подготовка поправок к действующим федеральным законам в области образования», «Разработка концепции и проекта общей части Кодекса РФ об образовании», «Повышение доступности качественного образования», «Обеспечение эффективности деятельности образовательных организаций», «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования», «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций в условиях модернизации непрерывного профессионального образования», «Развитие кадрового потенциала образовательных систем» и др.