Собкин Владимир Самуилович

Собкин Владимир Самуилович

  • WOS Researcher ID: A-8822-2017
  • Scopus Aufhor lD: 6602545172
  • Должность: начальник центра
  • Контактный телефон: +7 (495) 625 20 24 доб. 417
  • Адрес электронной почты: sobkin_vs@iuorao.ru
  • Уровень образования: В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников», в 1997 г. – докторскую на тему «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте». В 1992 г. В.С. Собкин избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2001 г. – действительным членом (академиком) Российской академии образования.  2004 г. В.С. Собкину было присвоено звание профессора по специальности «Психология личности, акмеология». В 2008 г. присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
  • Ученая степень: доктор психологических наук
  • Ученое звание: профессор, академик РАО
  • Общий стаж работы: 50 лет
  • Опыт работы: С 1972 по 1074 год – служба в ВС СССР. В 1974-1990 гг. работал в НИИ художественного воспитания АПН СССР в лабораториях социологических исследований, воспитания школьников средствами кино и телевидения, впоследствии руководил лабораторией педагогической социологии. С 1988 г. параллельно занимал должность заместителя руководителя ВНИК «Школа». В 1990-1992 гг. В.С. Собкин работал в Институте педагогических инноваций АПН СССР в качестве заведующего лабораторией педагогической социологии, а с 1991 г. – в должности заместителя директора института. В этот период занимал должность советника министра образования РФ, являлся руководителем социологической службы министерства и членом коллегии Министерства образования РФ. В 1993 году назначен на должность директора Центра социологии образования Российской академии образования (Центр в 2008 году, в связи с реорганизацией структуры РАО, был переименован в Институт социологии образования (ЦСО РАО)), директором которого В.С. Собкин оставался по 2015 год). ЦСО РАО под руководством Собкина В.С., получил статус головной организации по реализации Комплексных программах РАО «Социология образования» и «Образование в российском социуме: социокультурная динамика и институциональные трансформации». В рамках этих программ был выполнен целый ряд масштабных социологических исследований, направленных на изучение учительства как социально-профессиональной группы, выявление типологических социокультурных особенностей образовательных ситуаций в Российской Федерации, анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов. С 2015 года, в связи с реорганизацией РАО, Собкин В.С.– начальник Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

  • Научно-организационная деятельность: Собкин В.С. автор более 750 научных трудов (более 30 монографий), которые опубликованы как в России, так и за рубежом, часть из них переведена на английский, французский, польский, иврит, португальский и другие языки. С 1992 года по настоящее время – автор, редактор и составитель серии научных сборников «Труды по социологии образования» (издано 32 выпуска общим объемом более 750 п.л.).

    В.С. Собкин более 20 лет (1992–2003 г.) возглавлял факультет психологии Высшей гуманитарной школы имени С.М. Дубнова, где читал курсы «Социология образования», «Психология подростка», «Психология общения», «Психология искусства». С 2011 г. – профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, читает курсы «Психология искусства» и «Культурно-исторический анализ психологии массового сознания». В разные годы преподавал в Московском международном университете, Московском государственном психолого-педагогическом университете, Московском городском педагогическом университете; читал авторские спецкурсы на высших режиссерских курсах ВГИКа, Международном казахско-турецком университете, Рижской академии педагогики и управления образованием, Университете Кёльна, Федеральном университете Флуминенсе (Бразилия) и др.

    С 1999 по 2008 гг. Собкин В. С. осуществлял руководство (был председателем) Экспертного Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО. В.С. Собкин является председателем секции Театральной педагогики и психологии Российского психологического общества, членом советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по психологии (МГУ, МПГУ), членом редакционных советов научных изданий («Вопросы психологии», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Человек и образование», «Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования» и др.), эксперт научно-технической сферы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
  • Область научных интересов: Основной круг научных интересов: социология образования; детская, возрастная и педагогическая психология; этнопсихология; психология общения; история психологии. Особой сферой научного интереса В.С. Собкина выступает психология искусства и исследования научного наследия Л.С. Выготского. Им опубликован цикл научных статей и монография (2015), посвященные театральным рецензиям Л.С. Выготского. Также в 2015 г. В.С. Собкин выступил в качестве составителя и редактора первого тома полного собрания сочинений Л.С. Выготского

  • Участие в проектах:

    ·         В. С. Собкин являлся руководителем и автором целого ряда уникальных научно-исследовательских проектов: «Развитие образования в России», «Дети России», «Дети Чернобыля», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)», «Информатизация системы образования» (2005 г.), «Подросток на пространстве бывшего СССР, 20 лет спустя» и др. По заказу ЮНЕСКО под руководством В. С. Собкина подготовлен аналитический доклад о девиантных проявлениях в подростковой субкультуре «Подросток 90-х: движение в зону риска», по заказу Минпросвета РФ в 2020-2021 гг. был выполнен проект «Влияние социальных факторов на особенности девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте».

    Собкин В.С. участвовал в разработке «Концепции общего среднего образования», «Концепции художественного образования и эстетического воспитания», руководил разработкой программы Министерства образования РФ «Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития», принимал участие в разработке проекта отдельных статей закона «Об образовании» (1992 г.), проекта закона «Об изменениях и дополнениях в “Закон об образовании”» (1996 г.), проекта Указа Президента «О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств» № 902 (1996 г.), проекта закона «О негосударственном образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2003 г.) и целого ряда нормативных документов Министерства образования РФ. Результаты исследований Центра социологии образования ФБГНУ «ИУО РАО» под руководством Собкина В.С., касающиеся бюрократизации учительской профессии были учтены при обсуждении принятии Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от14 июля 2022, № 298-ФЗ.

    В различные годы являлся научным консультантом и соразработчиком региональных проектов по развитию образования (Республики Хакасия, г. Волжский и др.); в 1991—1992 гг. был соруководителем международного инновационного педагогического проекта «Metropolis», реализуемого в рамках сотрудничества Министерства образования Российской Федерации и Министерства культуры, науки и образования Нидерландов. В 2011 - 2013 гг. в рамках международного сотрудничества руководил проектом "Подросток на пространстве бывшего СССР, 20 лет спустя".


  • Публикации:

    За 2021-2022 гг.
    1. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Конфликты в подростковой субкультуре: к вопросу о буллинге. В сборнике: Медиация в образовании: поликультурный контекст. материалы III Международной конференции; электронное издание. Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2022. С. 63-71.

    2. Собкин В.С. О социально-психологических аспектах буллинга среди российских школьников. Педагогика. 2022. Т. 86. № 1. С. 5-20.

    3. Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем. Национальный психологический журнал. 2022. № 1 (45). С. 3-14.

    4. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психология актера: начало профессионального пути. Институт управления образованием Российской академии образования. Москва, 2021. 176 с.

    5. Sobkin V.S., Fedotova A.V. Аggression and cyberbullying in social media. В книге: Child in the Digital World. The International Psychological Forum: Book of Abstracts. Сер. "Electronic book for network distribution" Moscow, 2021. с. 154.

    6. Собкин В.С., Гергелевич А.Д. Смыслообразование при восприяти радиоспектакля «Мартин Иден» (режиссер-постановщик - А.В. Эфрос, в роли Идена - В.С. Высоцкий). В сборнике: Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Материалы III международной научной конференции. Таганрог - Екатеринбург, 2021. С. 369-373.      

    7. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Художественная направленность в системе дополнительного образования учащихся. В сборнике: Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития. Материалы XIV Белорусско-Российского научного семинара-конференции. Москва, 2021. С. 417-422.

    8. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Отношение учителей к ученикам: мнение подростков. В сборнике: Cоциальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2021. С. 527-529.

    9. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге. В сборнике: Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада. Материалы XXVII научно-практической конференции. Отв. за выпуск Е.А. Келлер. Красноярск, 2021. С. 54-65.

    10. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Структурные изменения особенностей личности у студентов театрального колледжа в процессе обучения. В сборнике: Психология творчества и одаренности. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 186-190.

    11. Собкин В.С. Лирика М. Ю. Лермонтова в работах Л.С. Выготского: к вопросу о смысловых аспектах творчества ученого. В сборнике: Психология творчества и одаренности. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 251-255.    

    12. Собкин В.С. Особенности использования нецензурной речи российскими подростками. Вопросы психологии. 2021. № 2. С. 28-42.

    13. Собкин В.С. Михаил Лермонтов в работах Льва Выготского: поэт в культурном диалоге с ученым. Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5. С. 114-138.

    14. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Девиантное поведение подростка: распространенность, мотивация и реакции социального окружения. Педагогика. 2021. Т. 85. № 10. С. 24-37.

    15. Собкин В.С., Смыслова М.М. Совмещение учебы и работы аспирантами, обучающимися в области наук об образовании. Педагогика. 2021. Т. 85. № 6. С. 42-50.

    16. Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д.В. Аспирант в сфере образования: к вопросу о жизненных страхах (по материалам обследования). Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3. С. 221-241.

    17. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз. Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. С. 54-69. 

    18. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Распространенность татуировок среди учащихся общеобразовательных школ: социально-психологические аспекты. Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 5. С. 101-115.           

    19. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Современный подросток об участии в драках: влияние демографических и стратификационных факторов. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21. № 1. С. 23-35.

    20. Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д.В. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов. Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 39-52.

    21. Sobkin V.S., Fedotova A.V. Аdolescents on social media: aggression and cyberbullying. Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Т. 14. № 4. С. 187-202.

    22. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Отношения с родителями студентов с ОВЗ и инвалидностью как психологический ресурс при получении высшего образования в сфере искусства. Художественное образование и наука. 2021. № 1 (26). С. 184-196.

    23. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Особенности жизненной позиции студентов с ОВЗ и инвалидностью и студентов с сохранным здоровьем. Художественное образование и наука. 2021. № 2 (27). С. 168-179.

    24. Собкин В.С., Емелин Г.Д., Николаева З.Г., Савченко Н.Л., Яковлева М.А. К вопросу о портрете инвалида в СМИ. Художественное образование и наука. 2021. № 4 (29). С. 178-186.          

    25. Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив. Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 1. С. 72-83.   

    26. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Особенности отношений с преподавателями у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении высшего образования. Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 2. С. 40-53.

  • Награды и благодарности: Собкин В.С. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004), орденом Почета (2019), удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2008).

    Кроме того, Собкин В.С. лауреат премии Президента РФ в области образования за 2001 год и удостоен целым рядом ведомственных и др. наград:
    • Юбилейной медалью РФ «В память 850-летия Москвы» (1997);
    • медалью К.Д. Ушинского (1998);
    • почетной грамотой Министерства образования РФ (2000);
    • нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2003);
    • медалью им. Г. И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2007);
    • золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2008);
    • медалью РАО имени В.В. Давыдова (2013);
    • почетной грамотой РАО «За большой вклад в развитие научных исследований по актуальным проблемам образования» (2017);
    • медалью имени Л.С. Выготского (2020).